Консультация психолога отделения социальной помощи и срочных социальных услуг « БУ ОО КЦСОН» города Мценска
«ТРЕВОЖНОСТЬ»
Консультация №2
Здравствуй! Сегодня мы поговорим о причинах и видах тревожности.
Причины тревожности:
Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:
- противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
- завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
- ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
- лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
- осознание несоответствия возможностей и способностей;
- социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.
Виды тревожности:
Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:
- Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
- Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
- Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
- Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
- Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
- Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.
В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:
- некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
- неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
- больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
- вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
- некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
- смены школы.
В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.
Следующая консультация будет посвящена коррекции и диагностике тревожности. Получить онлайн- консультацию психолога можно по телефону: 2-52-52 пн –пт с 14.00 – 16.00